Mass Effect \ Эффект Массы — рецензия на первую часть игровой трилогии 2007г

Не раз фантасты прочили гибель человечеству. И если авторы XX века все же чаще давали людям шанс в последний момент, то молодые творцы века XXI обычно основную часть человечества уничтожают, позволяя спастись лишь избранным и везучим. Связано ли это с апокалиптическими ожиданиями? Или просто люди стали меньше жалеть себе подобных? Не знаю.

Вот и творцы из Bioware, известные благодаря фентезийным Baldur's Gate и Neverwinter Nights, в этот раз решили создать научно-фантастический ролевой боевик, подводящий человеческих существ к финальной черте. Есть ли у их детища особые черты? Масса! Каким получился его выход на рынок? Эффектным!

mass effect

Игровая вселенная Mass Effect (ME) завязана на том, что в 2148г люди находят на Марсе руины древней цивилизации. Полученные знания о нулевом элементе, темной энергии и эффекте изменения массы резко ускорили технологическое развитие человечества и вытолкнули его в космос, в котел, где варятся остальные цивилизации. Через несколько десятков лет после этого и происходят события сюжета.

Одной из особенностей игры является сильный упор на "киношность" повествования. В игре почти нету видеороликов; все мини-ролики, показывающие элементы сюжета сняты на движке игры. Да-да, это не ново. Уже лет десять как разработчики игр пытаются экономить на видеовставках и показывают нам беседы персонажей на движках игр. Да! Но разве приятно смотреть на этих дерганых кукол, которые махают руками в судорожных попытках скрыть тот факт, что разработчикам лень было продумать мимику и жесты? Нет!

В Mass Effect же герои игры вполне правдоподобно жестикулируют - делают движения руками, четко отображающие тот или иной посыл, опираются на стенки, подбочениваются, скрещивают руки и так далее. Во время бесед они изображают лицом правдоподобные эмоции. И даже пытаются иногда показать что-то особенное - например сценку с рукопашной дракой, которая, в зависимости от выбора игрока, может развиться тем или иным способом, вплоть до смерти одного из второстепенных персонажей.

Mass Effect - Шепард

Подобных эффектов массово никто не использует; лишь в Half-Life-2 (название этой игры переводить бесмысленно) разработчики Valve специально отработали лицевую анимацию и движения сюжетных персонажей, за что и снискали в свое время уважение и внимание игроСМИ. В МЕ, впрочем не это стало особенностью, вызвавшей эффект массового интереса к игре.

Графика в игре на момент выхода была вполне на уровне. Приятные спецэффекты - взрывы, стрельба и "магия", она же биотические силы. Разнообразные инопланетные пейзажи с соответствующими погодными условиями и освещением. Игра реально заставляла вертеть камеру и делать скриншоты на память.

Mass Effect - миссии

А уж редактор персонажей! Хотя типовые лица в игре не очень привлекательны, редактор позволял наделить свое альтер-эго запоминающейся внешностью. Это было непросто, и многие оставили Васю Шепарда носить стандартного небритого мачо. А те, кто не желали сдаваться, часто всю игру бегали с "жертвой пластических операций" Но вот с женским персонажем мне удалось собственноручно воплотить на экране прекрасный образ, вдохновлявший на скриншоты.

Mass Effect - моя Шепард

Да, это лицо я смог собрать из стандартных деталей внешности сам!

Конечно, лица главных героев сюжета не нужно старательно рисовать самому - они все нетиповые и уникальные, и выглядят весьма хорошо. И действительно позволяют беседе выглядеть почти как фильм. Графика игры весьма сильно заточена на красивые беседы. Эффекты размытия, эффекты в-фокусе и не-в-фокусе, "зерно пленки" и т.д. создают почти киношную картинку. Впрочем массы игроков привлекло не это.

Ролевая система игры не очень сложна и заточена под "взводный бой". Т.е. какой бы путь развития Вани Шепарда вы бы не выбрали - все равно придется набирать для заданий команду с альтернативными профессиями.

Профессии, а точнее классы начинаются с трех основных - солдат, техник и биотик. Солдат - любитель пострелять из всех пушек и завернуться в тяжелую броню. Техник - мастер поломать и покрасть, а также перегреть и перемкнуть. Биотик - местный маг. Фентезийщики Bioware просто не смогли обойтись без магов. Впрочем, обоснование придумано вполне себе научное - ''лицензированный" у древних протейцев эффект массы используется для манипуляции материальными объектами и создается  просто силой мысли. Естественно, тут нужен и талант врожденный, и усиливающие импланты... И кой-какое вмешательство военных лабораторий в эмбрион. Впрочем, это всё грязные инсинуации, ведь все армии и спецслужбы - белые и пушистые! Поэтому не будем разоблачать их, а вернемся к классам игры.

Итак, техник манипулирует роботами, щитами врагов и их оружием, а также терминалами и замками. Этакий техномаг.

Биотик может воззвать к фундаментальным основам мироздания и шмякнуть врага об стену без хитрых хаков. А также может остановить пули, "заморозить" врагов, а то и заставить молекулы их тел лететь в разные стороны. В общем, создает силы, влияющие на материальные объекты.

Другие классы являются смешанными вариантами первых трех и интересны скорее для повторного прохождения. Тем более, что после первого можно оставить на следующее один из навыков класса. Т.е. после прохождения солдатом вы можете начать игру биотиком, но при этом иметь возможность полноценного использования снайперской или штурмовой винтовки. Также одна из необязательных миссий позволяет взять дополнительную специализацию, чтобы усилить навыки развиваемого класса.

Игра рекомендует иметь в отряде все виды навыков - боевые, технические и биотические, чтобы иметь возможность не только уничтожать толпы врагов, но и контролировать их тушки телекинезом, да еще и замки-терминалы взламывать по пути.

В итоге, о ролевой системе можно сказать, что она упрощена, но все же наличествует и можно выбрать разный путь развития Шепарда. Другое дело, что возможность управления бойцами отряда и необходимость разных специализаций в отряде позволяет игроку опробовать навыки разных классов в одном флаконе. Т.е. если вы любитель пощупать все навыки и заклинания - вы сможете это сделать в первом же прохождении, лично отдавая отряду приказы на применение умений всех видов. Но если вы, наоборот, не любите заморачиваться с тонким управлением - ставьте галочку, чтобы члены отряда сами применяли навыки. Или даже другую галочку - чтобы соратники сами прокачивали умения без вашего участия.

Mass Effect - скриншот

Как вы уже, наверное поняли, не ролевая система обеспечила массовый интерес к игре.

Несомненно, значительную часть эффекта популярности игры дал сюжет. Его можно назвать стандартным, и в чем-то натянутым, но он затягивает. Конечно, не последнюю роль в этом играет развитие отношений персонажей... Но об этом чуть позже. Также весьма интересно исследовать эту вселенную и открывать полную картину взаимодействия отдельных персонажей и целых рас. История вселенной хорошо проработана и полистать игровую энциклопедию будет весьма занимательно. Впрочем, для прохождения этого не требуется. Также для прохождения не требуется развивать "личностный навык" и не требуется разговаривать со всеми. Вы вполне можете пробежать игру "в стиле экшен" - с минимумом бесед и просто расстреливая всех врагов. А также тех, кого можно было уговорить сдаться мирно. Вообще мирно тут можно разрешить немало конфликтных ситуаций - и даже парочку сюжетных. Такая вот свобода выбора в жестких рамках.

Mass Effect - Шепард и Лиара

 

И тут мы переходим к другой вкусной особенности игры, зацепившей умы масс. Все ваши действия и этические выборы окажут эффект на сюжет следующих частей игры! Так нам пообещали разработчики. Сохраняйте сохраненки, ребята! Насколько это обещание было выполнено, я отмечу в обзорах следующих частей. А пока - перейдем, наконец, к той части игры, которая позволила ей эффектно засветиться в СМИ.

Как я уже сказал, сюжет игры содержит развитие отношений персонажей. А точнее - романтических отношений с закономерным финалом в виде очень легкой эротической сцены.  Когда новости об этом просочились, некоторые критики подняли массовый шум в СМИ. Впрочем, после ознакомления с упомянутой сценой критики сдали назад. Но эффект раскрутки был уже достигнут.

Я лично верю, что маркетологи издательства игры сами инициировали критику в СМИ, чтобы привлечь внимание игроков туманными обещаниями клубнички. Почему? Наверное, потому, что хотя игра красива, проработана, имеет хороший сюжет и отличные "киношные" вставки - она все же обещает больше, чем дает. Т.е. маркетологи побаивались неоднозначных рейтингов и заранее подстраховались с беспроигрышным козырем.

Тут вы можете спросить - так что же, замах широкий, а эффекта на пшик?

Не совсем. Как я сказал, игра обещает больше, чем дает. Но это, на мой взгляд, не укор игре, а, наоборот, похвала. Ведь игровой процесс тут действительно затягивает и создает атмосферу погружения в этот мир будущего, создает ощущение, что в этом мире происходит больше событий, чем показывают вам, оставляет чувство, что за углом прячется еще что-то интересное. Так сюжет и атмосфера этой игры превращают не всегда интересный процесс изничтожения врагов в движение вдоль ниточки, раскрывающей древнюю загадку шаг за шагом, вплоть до зрелищного финала.

И если вам интересна научная фантастика - то рекомендую попробовать эту игру.

Итого:

Графика - 9 из 10

Музыка - 8 из 10

Интересность боев - 7 из 10

Интересность сюжетно-квестовой части - 9 из 10

Кому стоит играть - подросткам, юношам, мужчинам, которым интересен НФ-боевик с хорошим сюжетом.

Mass Effect 1

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Еще на эту тему...

Запись опубликована в рубрике Игры с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *