Нелегко создать что-то необычное, при этом интересное, да еще и прибыльное. Это особенно проявляется в компьютерных играх. Год за годом выходят приукрашенные версии стандартных боевиков, с минимумом инноваций.
Немногие рискуют придумать что-то необычное и обогатить жанр. Одной из таких игр стал "Mass Effect". Прошло 5 лет и вот трилогия о капитане Шепарде наконец-то завершена. История выписана до мелочей - со всеми патчами и DLC, последний из которых вышел совсем недавно. Теперь она добралась и до меня - выдающаяся, культовая, спорная игра
Mass Effect 3
Авторы трилогии "Эффект Массы" обогатили игровой жанр сразу несколькими интересными идеями.
Один из ярких моментов - их эксперименты с "киношным" повествованием. Эффекты зернистости пленки, размытия и фокусировки камеры, постановочные скриптовые и пререндеренные ролики - все это превращало ролевую часть в кинофильм. Результат выглядел не идеально, но все это было достаточно ново и интересно. Ведь, хотя мы любим читать диалоги - но предпочитаем их смотреть и слушать. Вся эта мимика, жесты, язык тела - всё это можно подать идеально только через видеоряд.
Также частью игры, которую нельзя не упомянуть, является музыка. Великолепно проработанная, задающая атмосферу в каждой части игры, как в битвах, так и в мирных моментах. Особенно в романтических сценах. Поклонники игры даже нашли несколько моментов звукового оформления, незаметно наигрывающих простые мелодии из прошлых частей. Этакие "музыкальные пасхалки". Специальные музыкальные темы, помогающие отдохнуть после сложных сражений и эмоциональных роликов и спокойно побродить по кораблю, почитать энциклопедию или мирно прогуляться по Цитадели.
Музыку из игры хочется слушать снова и снова. Вдохновляющая "Heart of Courage". Бравурная, всепобеждающая "Suicide Mission". Грустная, тихая "An End Once and For All".
Музыкальные темы подчеркивают и усиливают драматические эмоциональные моменты, превращая угловатую компьютерную графику в театральное действо, усиливая образы персонажей и наполняя происходящее жизнью.
И этот мир действительно живет. Темп его жизни ускорился во много раз после первых частей. Ведь Галактика в огне и Землю топчут невиданные раньше враги.
И мы постоянно ощущаем это, нам постоянно напоминают - хотя ты вдали от родного дома, но война идет и счетчик смертей тикает. И твоя миссия - собрать все живое, что есть в этой Галактике на борьбу с врагом, который хочет уничтожить саму жизнь.
Задача, стоящая перед капитаном Шепардом - просто нереальна. Как убедить осторожных, недоверчивых, хитрых политиканов, которые игнорируют его предупреждения уже который год?
Как помирить вековых врагов? Как построить то, что было утеряно тысячи лет? Как совершить невозможное?
Во всем этом нам придется разобраться с главным героем. Лично придется уничтожить тысячи рядовых солдат врага, используя передовые достижения галактики в области оружия, техники и телекинеза. Придется вместе с героем пережить дружбу, предательство, ненависть и любовь.
Путешествие будет запоминающимся и красивым. Как я уже сказал - музыка в игре очень хороша. Под стать ей и графика с физикой и дизайном. Некоторые сцены просто удивительны - особенно, если у вас есть 3D-очки.
Хотя, графику есть и за что поругать. Точнее... Графическое оформление прекрасное. Яркие эффекты, вспышки, взрывы и контекстное "измененное видение" обрамляют мирные и военные картины.
Старательно отрисованы вражеские персонажи. Враги суровы, страшны, интересны, подвижны и ловки. У них понятная, красивая анимация, они хорошо двигаются, выпрыгивают, десантируются и вообще выглядят вполне "достоверно".
Также хорошо выглядят "некомандные" и "неигровые" союзные персонажи - посетители Цитадели, бойцы на союзных фронтах и прочая. Инопланетяне отрисованы отменно - с любовью, с некоторым, достаточным, разнообразием, узнаваемо и симпатично.
Лишь одно портит красоту.
Люди.
До сих пор, еще с первой части, у людей остались эти же некрасивые стандартно слепленные лица. Эти деревенские маски слепленные в редакторе лиц, который доступен и игроку перед началом приключений. Лица, заставляющие плюнуть на желание изобразить в главном герое себя - и толкающие игрока на выбор готового, "красивого" капитана Шепарда.
Впрочем, стандартных проходных персонажей-клонов нам встретится вплотную не так много. По большей части можно будет любоваться красивыми видами и модельками геройской команды. Тем не менее, многие квесты подразумевают общение с человеческими NPC и тут некрасивые лица заставят поморщиться.
Эта одна из тех ложек дегтя, которые портят красивую, навороченную игру 2012 года, вспоминая о ее корнях из 2005...
Также не все персонажи "Mass Effect 3" безболезненно пережили "подтяжку лица". Строгая, но милая Эшли прошла несколько пластических операций и превратилась в сестру Ким Кардашьян. С её характером это не согласуется абсолютно. Учитывая, что она - кадровый военный из семьи кадровых военных. И вот - подкачанные губы, увеличенная грудь и прочее.
Но ладно, пусть. Зритель хочет - зритель получает. В конце концов, если выбирать между кривоватыми лицами окружающего "народа" и аплифтнутой Эшли - я выбираю Эшли.
Если говорить о других женских персонажах - Лиара выглядит мило и симпатично. Другие азари, кстати тоже страдают людскими чертами, но всё же более милы, чем люди.
Журналистка-спутник Диана Эллерс вполне симпатична. Келли Чемберс, бывший красивый секретарь из второй части - потеряла былой шарм, замкнувшись в себе после кошмаров второй части. А вот новый секретарь Саманта Тейлор - хороший пример, как можно из стандартной модели собрать симпатичную девушку, которая даже может потянуть на романтический интерес героя.
Среди женских персонажей выделяется Сама Шепард, которая получила полностью переработанную, улучшенную внешность. Она не превратилась в "секси", а просто перестала быть бледной двойняшкой МужШепа. Впервые за стандартного женского персонажа хочется поиграть.
Мужские центральные персонажи в этом плане нарисованы разнообразно - начиная от брутального красавчика Шепарда, мимо вполне приятных Веги, Кортеза, Андерсона - и заканчивая переделками стандартных страшил - таких как Удина, Адамс, Доннели и прочих второстепенных членов команды и сюжета.
Но оставим лица. Красивые или нет - к ним всё равно привыкаешь и на передний план выходит другая важная часть игры.
Эти лица общаются.
В "Mass Effect 3" полно веселых и интересных диалогов между членами команды. Бегая по кораблю между миссиями, капитан Шепард может насладиться байками, подначками, развитием чужих любовных историй, и просто комментариями по происходящему. Историй в воздухе носится так много, что если не изучать коллег после каждой миссии, легко пропустить диалог, проливающий свет на развитие тех или иных событий. Или просто забавный - ведь в игре действительно много хорошего, незлого юмора.
Недаром, начиная со 2й части разработчики внедрили в игру режим, в котором боевая часть очень легкая, зато полноценно работает вся ролевая-общительная составляющая. Т.е. вы можете сыграть в "Mass Effect 3" как в фильм-квест с небольшим пух-пух на врагов. И получить полное удовольствие от сюжета и персонажей, не ломая пальцы в сложных боях. Сможете пережить все те богатые эмоциональные моменты, веселые и грустные диалоги; эпические, напряженные моменты; поучаствовать в лебединой песне этой галактики - но при этом не матерясь на врагов, которых ну просто невозможно победить!
Если в этот момент опытные профессиональные стрелки пренебрежительно хмыкнули - не расслабляйтесь. В игре есть режим и для вас. "Боевик" - когда все диалоги и общение происходит "автоматически". Т.е. игроку, которого радует напряженная схватка с грохотом взрывов, свистом пуль и феерическими спецэффектами от применения "техномагии", но при этом напрягает постоянная необходимость выбирать в беседах "быть или не быть" - такому игроку понравится именно этот режим. Стреляй и кастуй - а диалоги прокрутятся сами, система выберет сюжет за тебя. И вы сможете в очередной раз спасти Вселенную, при этом не угадывая мучительно, какой пунктик выбрать в многочисленных диалогах, чтобы идеально отыграть роль или собрать максимальную армию
Боевая часть, кстати выполнена вполне достойно. По сравнению с первой частью видна заметная эволюция боевки, хотя главная идея "бой из укрытия" осталась та же самая. При этом приумножились удобные и интересные активные и пассивные способности, была упрощена и структурирована работа с модификациями и апгрейдами оружия, упростилось использовании "техномагии" и "биомагии" - в общем по сравнению с первой частью боевка стала лучше.
Да и враги эволюционировали. Больше разнообразия видов врагов; больше тактик врагов; больше интересных особенностей врагов.
В целом, мне боевая часть понравилась, хотя и заставляла ругаться в особо тяжелых замесах. Но даже на максимальной сложности многие схватки можно пройти с первого раза, а более сложные - пройти безо всякого везения. Нужно просто научиться использовать все способности - кидать вовремя гранаты, включать бонусы к стрельбе, ну и вообще не полагаться на грубую силу, и не мыслить шаблонно.
А еще хорошо тренирует боевые навыки кооперативно-многопользовательский режим. Помню, когда я услышал про него в первый раз - то хамски расхохотался. Мол, что за идиоты внедряют мультиплеер в игру, четко ориентированную на личное одиночное прохождение?
Тем не менее, кооператив вполне интересен после успешного прохождения сюжета и позволяет насладиться любимой игрой еще несколько недель, открывая и прокачивая новых персонажей и интересные виды оружия; позволяя опробовать все игровые классы, на которые не хватило времени в одиночной игре. В том числе порулить инопланетянами! Да, и кроганами тоже!
Но поскольку игроки вначале плюются, то разработчики прямо таки заставляют игрока играть в кооператив. Стимул - каждая победа в мультиплеере повышает общий рейтинг одиночного прохождения, что прямо влияет на "степень успешности" финала игры. Т.е. мир-то вы спасете в любом случае - но если рейтинг ниже, то спасете одни обгорелые руины и органический пепел...
А вот если вы наиграли много кооператива, да и по ходу самого прохождения сюжета выполнили большинство дополнительных заданий - то считается, что к финальной битве за Землю армия всея галактики будет готова максимально. И все будут спасены.
Почти все.
Лишь отдельные герои погибнут на этом пути, обменивая свои жизни на мир и спасение целых рас.
Как и в первых двух частях, мы можем своим выбором повлиять на то, кто выживет, а кто погибнет. Разработчики частично сдержали обещание - любой выбор, сделанный нами на протяжении трех частей станет частичкой окончательной мозаики, добавляя или понижая вероятность успеха в Галактической Войне. Приумножая или понижая силу объединенной галактики, идущей в последнюю битву.
Многие фанаты были разочарованы тем, что разработчики упростили себе задачу, сводя результаты выбора к повышению или понижению рейтинга. Однако же те, кто сравнивал "Mass Effect 3", проходя его с нуля, а потом используя сохраненную игру от предыдущих частей - говорят, что на самом деле все предыдущие выборы формируют более богатую картину со множеством мелких нюансов, деталей и "встреч из прошлого".
Фанаты были разочарованы финалом, упрекая его в нелогичности, плохой детализации и вообще в том, что ни один из вариантов окончания не нравится. Bioware даже выпустила бесплатное дополнение "Расширенный финал", шлифующее и дополняющее окончания. Лично я играл в "Mass Effect 3" уже с учетом расширенного финала. Что я могу сказать?
Финал - это действительно Глобальный Выбор, который предопределяет судьбу всей галактики. Варианты выбора противоречивы и каждый имеет свои недостатки. В этом его сходство с реальной жизнью - нам очень часто приходится выбирать меньшее из двух зол. Это действительно сложный выбор человека, родина которого гибнет и каждая секунда промедления стоит тысяч жизней. Но он должен решить и принять последствия выбора.
Ведь мы не боги и не можем предвидеть будущее и творить чудеса, исправляя историю.
И даже если нам предложат встать вровень с богами - пойдете ли вы на это, перестав быть человеком?
Каждому придется ответить на этот вопрос самому.
А я скажу лишь одно.
I am Commander Shepard.
And this is my favourite space opera.
Оценки:
Музыка - 10 из 10
Графика - 9 из 10
Сюжет - 8 из 10
Юмор - 9 из 10
Драма и эпичность - 10 из 10
Боевая часть - 9 из 10
Ролевая часть - 8 из 10
Кому играть - любителям романтических научно-фантастических космоопер
13 комментариев: Mass Effect 3 \ Эффект Массы 3 (2012)