Бывают сюжеты, от которых невозможно оторваться. Нежными, умелыми пальцами они играют на тайных струнах души, погружая её все глубже и глубже в нарисованные царства, маня и наказывая, даря и отбирая. К счастью, таких сюжетов немного. Сколько вы их вспомните? Их, позвавших вас, открывших дверь и не отпустивших до раннего утра, которое наступило только потому, что нарисованные скалы тоже осветило нежное розовое золото нарисованного рассвета.
Я вспоминаю всего три.
"Лунная заводь" Абрахама Меррита, проглоченная за ночь в шестом или седьмом классе. Первый раз в жизни зачитался до утра.
"Мосты округа Мэдисон", прочитанная за несколько часов ночью через короткое время, после того, как меня оставила девушка. Я был на четвертом курсе.
"Древние свитки III: Морровинд". Игра, в которую неделю я играл ночами до раннего утра.
И потом засиживался допоздна почти месяц. Мне было около 23-х лет и к счастью, я не держался за свою работу.
Эта игра настолько затянула, что основной сюжет я практически проглотил. А после этого хотелось еще и еще, поэтому, уже с большим смаком и неторопливо, прошел дополнение "Трибунал". Создал нового персонажа и до косточек разобрал дополнительный сюжет. Установил всевозможные плагины, изучил в интернете сложные квесты и секреты, поставил программу меняющую дальность обзора, чтобы уменьшить тормоза графики... Но все хорошее кончается и теперь единственный способ вновь ощущить то чувство восторга - поделиться им с вами.
О чем эта игра?
Цикл "Древние свитки" (в оригинале - The Elder Scrolls или TES) повествует нам о событиях в мире Нирн, на континенте Тамриель, где обитают 5 стандартных фентезийных рас - люди, орки, кошко-люди каджиты, рептилоиды аргонцы и эльфы. Люди, в свою очередь делятся на типичные светлокожие и темнокожие расы, а эльфы, как и положено, бывают высшие, лесные и ночные. В этом цикле гномы есть, но они, что нетипично - полностью вымерший народ. От них осталось множество техномагических артефактов, механизмов и доспехов, но сами гномы исчезли в результате загадочного катаклизма, остающегося загадкой для ученых. Некоторые считают, что ключи к загадке катаклизма таятся на острове Морровинд, населенном особой расой темных эльфов - с пепельно-серой кожей и красными глазами.
Цикл фентезийный и балом тут правят мечи и магия. Игрок может выбрать любой путь развития персонажа. Можно выбрать класс из канонических "маг, воин, вор". Есть также набор хитрых смешанных вариантов - например, охотник, который сочетает качества вора и мага, или чаромеч, который носит доспехи, бьется мечом и кидается огнем. А можно развлечься и создать свой класс с любым причудливым набором умений, надерганных из стандартных классов. Не можете выбрать? Слишком много возможностей и боитесь принять неверное решение? Есть и другой вариант - пройти тест у мудреца и он порекомендует вам подходящий класс!
В любом случае, надо понимать, что здесь подход "реалистичный" - не получится стрелять из лука, а потом накидывать очки развития на магию. В Свитках растут именно те умения, что используются. А с ними растут и физические кондиции персонажа. Т.е. если вы машете булавой, то при очередном уровне, больше очков развития получите на силу. Т.е. на интеллект можно будет кинуть единичку - а на силу сразу три или пять очков! А это значит, что если у вас смешанный класс, и для боя вы используете не только меч, а, например, еще и магию огня, то вместо мощной прокачки силы, у вас будет средняя прокачка силы и интеллекта.
Это все звучит сложно, и если вы хотите идеально развитого персонажа - стоит заранее почитать руководства, или же брать класс из канонической тройки, где все сбалансировано. С другой стороны - игра не настолько сложна, чтобы ее нельзя было пройти персонажем, который и жнец, и швец, и на дуде игрец.
Отличительной чертой игр этого цикла является открытость мира и свобода его исследования.
Главный герой - обычный человек, который вдруг понимает, что вокруг него закручивается невероятная история. Эта история раскрывается по основной линии сюжета. Однако, в настоящем мире человек может пойти не налево, а направо, и заняться вовсе не делами первой срочности. Так и здесь - есть множество побочных квестов и секретов. В пещерах прячутся вампиры и оборотни (и могут вас укусить!). Великие Дома Морровинда соперничают и ведут свои интриги - они с удовольствием примут талантливого наемника! Гильдии решают повседневные проблемы граждан и также готовы предоставить честолюбивому новичку возможность карьерного роста. Древние полубожественные сущности Даэдра с удовольствием поручат вежливому посетителю святилищ необычные задачки за уникальное вознаграждение. И когда главный сюжет подойдет к концу - весь этот мир продолжит жить и останется открыт для исследований.
В общем, сделано интересно!
В более поздних играх серии враждебные персонажи подстраивают свою силу под уровень развития персонажа (с учетом выставленного уровня сложности). И это нововведение многим не понравилось. Но в Морровинде до таких хитростей не опустились. Все враги живут своей жизнью и вовсе не собираются прогибаться под наглого новичка. Некоторых ну никак не победить, хоть ты залейся лечебными бутылочками. Вам не раз придется плюнуть на исследование (разграбление) какой-то пещеры и вернуться сюда попозже, разжившись мечом поострее и магией погорячее - и тогда давним обидчикам придется несладко!
Но, если вы - хитрый, опытный боец, умеете уворачиваться от тяжких замахов молотов и опаляющих струй огня, а ваш острый взгляд наметан в поиске неожиданных укрытий - то при большом терпении можно победить очень сильных врагов и нежданно-негаданно получить в пользование мощнейшее оружие, доспехи и артефакты. Хитрость и терпение позволили моему персонажу разжиться стеклянным ножом и эбонитовым мечом, когда по рангу ему полагалось лишь сыродутное железо. Но это потребовало множество перезагрузок - и нудных, затяжных битв, в которых один соперник царапает другого зубочисткой, а другой убивает первого с двух ударов. Такой стиль подходит не всем. К счастью, он вовсе не является жизненно необходимым для прохождения игры. Даже наоборот - постепенная добыча все более сильного оружия интереснее, чем убойные мечи, полученные через злоупотребление ошибками врагов со слабым интеллектом.
Графически игра была весьма хороша для времени своего выхода. Сейчас, в 2012 графика, конечно устарела, но, к счастью, есть модификации, улучшающие ее. Например, Morrowind Overhaul (MSGO).
В игре прекрасная музыка, создающая романтичную атмосферу сказочного мира - и не слащаво-детски-сказочного, но серьезной сказки.
Этой атмосферой пропитана вся игра. Это история, раскрывающая происхождение темных эльфов и загадку исчезновения гномов. История магии, силы, любви и предательства. История людей, захотевших стать равными богам и обрекших свой народ на проклятье.
История, в которой неизвестный узник, рожденный в предсказанный час, изменит историю острова Морровинд.
Многие падут, но один останется.
6 комментариев: The Elder Scrolls 3: Morrowind \ Древние свитки III: Морровинд