Я не люблю фильмы, игры и книги жанра хоррор. Наверное, слишком впечатлительный. Передоз ужасов провоцирует страх темноты и шок от резких звуков.
Я не люблю переизбыток крови и расчлененки на экране. Я не врач и не скотобой, не военный и не полицейский. В жизни мне вряд ли доведется столкнуться с подобными ситуациями - и поэтому я считаю вредным тренировать психику такими сценами.
Таким образом, зомби-шутеру "Left 4 Dead" никоим образом не суждено было попасть на мой компьютер.
Но так уж получилось, что передовая успешная компания Valve решила опробовать на рынке игровой процес в стиле "команда людей против управляемой компьютером толпы". И именно совместная борьба с зомби сделала игру такой, как мне ее порекомендовали - увлекательной и не бьющей по психике. Ведь одинокий беззащитный герой и вооруженная четверка - это две больших разницы, верно? Ощущение дружеского плеча практически полностью убирает ужас в игре и позволяет персонажам на равных противостоять толпам "оживших мертвецов", при этом не притворяясь суперменами.
В то же время игра имеет графический режим с "пониженной жестокостью" для таких игроков, как я. Или для игроков, с такими родителями, как я. Это, конечно, не ромашки с букашками - но впечатлительных спасет.
В общем, от скуки и за компанию я попробовал игру. Первые опыты в чем-то разочаровали, но многим порадовали. Довольно быстро выяснилось, что в игре практически отсутствует сюжет. Нет, на самом деле он вырисовывается, но в изначальной версии игры однопользовательские кампании выглядят как набор слабосвязанных карт. При этом прошлое персонажей туманно, хотя очень любопытно, как они собрались вместе - такие разные. Старый солдат, студентка, интеллигентный негр и громила-байкер, или проще - Выжившие. Впрочем, постепенно Valve выпустили дополнительные кампании, чтобы залатать прорехи в путешествии персонажей по зараженной Америке. А потом вышел даже официальный комикс.
Кстати, вы поняли правильно. Игровая Америка (как и остальной мир) заражена. Местные зомби - это жертвы очередного вируса. Не проясняется, откуда он взялся - мутировал сам, был найден в пирамидах, или сброшен на демократию Советским Союзом. Но ясно, что жертвы вируса - это все же не мертвые люди, хотя уже и не совсем люди, а скорее кровожадные безмозглые звери. При этом процентов 10 населения воздействию вируса не подвержено. Выжившие пытаются отсидеться, отбиться, выбраться, найти военных, уплыть на остров - каждый в меру своих знаний и крепости психики. Но становится ясно - поодиночке не выжить.
Как было сказано выше, "Left 4 Dead" это кооперативная игра. В нее не разрешается играть одному. Даже если попытаетесь - с вами все равно будут три жизнерадостных "бота", т.е. игроки, управляемые компьютером.
Весь игровой процесс рассчитан на совместное, командное прохождение. Практически невозможно долго прожить, если соратников растерзали по пути. Зомби, которые до того казались просто тараканами против тапка, вдруг превращаются в чудовищ и даже небольшой группой могут нанести заметные повреждения.
А потом приходят Они.
Соль игры. Люди Икс мертвого мира.
Зомби-мутанты.
Именно "специальные зараженные", они же мини-боссы, они же "спецы" придают игре особую динамику, шарм и тактическое разнообразие. Без них игра была бы намного скучнее. По сути, "спецы", это герои с темной стороны. Их особые способности позволяют им уничтожать зазевавшихся игроков один на один, чего не могут "обычные" зомби. А при расчете и сыгранности спецы могут победить выживших даже в открытом бою четверо-против-четверых. Да, именно расчете и сыгранности - ведь в игре есть режим "Противостояние", когда роль мини-боссов берут на себя другие четыре игрока. А потом обе команды меняются ролями.
Да, в игре "за темную сторону" есть что-то неправильное, нехорошее. Какое-то ощущение предательства по отношению к живым людям. Вероятно, игра заставляет нас слишком погружаться в роль Выживших и заставляет действительно сплотиться ради будущего всего человечества. Впрочем, если вы тоже не хотите уничтожать себе подобных - кооперативного режима "люди против ИИ" вам хватит надолго.
Тем более, что создатели по особому подошли к созданию Искуственного Интеллекта в этой игре. Боты неплохи, и вполне выручают до максимальной сложности. Старательно прикрывают огнем и врукопашную; самоотверженно присматривают за глупым игроком, оторвавшимся от команды в поисках вкусняшек по темным коридорам; делятся аптечкой и болеутоляющим. Иногда даже слишком делятся... "Хватит меня лечить, тупая железка!". Но уже поздно.
Также неплохи и управляемые компьютером спец-зараженные. Они обходят с фланга и с тыла, ждут удобного момента, прикрываются толпой обычных зомби, напрыгивают с крыш и особенно любят нападать вдвоем. Но даже и это еще не самая интересная достопримечательность ИИ.
А главная достопримечательность Left 4 Dead - это ИИ-Режиссер. Специальный алгоритм, подстраивающийся под действия и эффективность игроков. Именно он решает, когда и где подмаслить, а когда покарать. Он, этот редиска, подбрасывает нам толпу зомби, когда мы слишком долго крутимся на одном месте. Он порождает в темных углах особых спецов-зараженных, чтобы наказать глупых одиночек. Он дает - или не дает нам аптечек в ящиках для аптечек и улучшенное оружие в арсеналах. Благодаря ИИ-Режиссеру каждое прохождение каждой карты получается уникальным и неповторимым. И зачастую сурово жестоким.
Всё это великолепие происходит в довольно стандартном оформлении.
Графика игры неплоха - все тот же привычный Source, хотя и без излишеств. Впрочем, декорации игры и не подразумевают красочной магии и гигантских роботов. Темные переулки, толпы зомби - вот наш хлеб и масло. Персонажи нарисованы с любовью, лица живые и выразительные. Многие элементы мира радуют взаимодействием, но многие, наоборот, слишком картонны.
Набор оружия стандартен, даже скуден. Пистолет, дробовик, автомат, снайперка. Пара вариаций - получше и похуже. Впрочем радость от обнаружения более мощной пушки обычно не умаляется скудным ассортиментом. Стиль и поведения оружия, кстати будут знакомы любителям Counter-Strike. Причем по сравнению с CS оружием пользоваться проще.
Музыкальное оформление сделано очень атмосферно и четко. К тому же музыка позволяет при опытности отлично судить о происходящем и заранее готовиться к атакам превосходящих сил врага. Как зритель фильма, мы слышим напряженную музыку и понимаем - оппа! Похоже нас застали в открытом поле со спущенными... шинами. Остается только прижаться к стене и перезарядиться.
Звуки тоже очень четкие, и, если у вас многоканальная звуковая система - это сильно поможет сориентироваться, с какой стороны подкрадывается враг. В Left 4 Dead меня очень впечатлило использование звука как части игрового процесса. Громкие звуки привлекают зомби - но при этом игрок точно так же может ориентироваться по характерным звукам, которые издают разные виды зараженных и мутантов.
Все это создает сильную, мрачноватую, но не темную атмосферу. В игре есть настоящий, живой саспенс. Не потому, что оскаленная морда вдруг прыгает в лицо, нет. Просто тут кожей ощущаешь свою уязвимость без товарищей. Попробуйте отойти на пару шагов от соратников, например, чтобы обыскать пару комнат на предмет аптечек и патронов... И поймете, что рядом никого, а потом услышите Их.
Рычащих в темноте.
...
Оценки:
Графика - 7 из 10
Звук и музыка - 8.5 из 10
Атмосфера - 9 из 10
Увлекательность и ненаскучивание - 8 из 10
Кому играть - любителям командных игр; любителям игр про зомби