На новые Звездные Войны мы шли по двум причинам. Во-первых, любим ходить в кино. Во-вторых, франшиза слишком значима, чтобы ее пропускать.
А вовсе не потому, к большому сожалению, что очень верили в качество фильма, или хотели узнать финал.
Ведь после восьмого эпизода “Последние джедаи” наши оджидания уже упали ниже плинтуса.
А ведь восьмой эпизод снимал Райан Джонсон, режиссер “Изгой-Один”, первого из “проходных филлеров” aka “Star Wars Stories”.
И Изгой-Один многие считают лучшим из диснеевских фильмов во вселенной Звездных Войн.
Но вот с восьмым эпизодом что-то (всё?) пошло совсем, совсем не так. И поэтому на девятый эпизод зрители хоть и сделали рекордные предзаказы билетов - но премьерные показы быстро показали, что лишь хардкорные фанаты остались фанатами, а остальные - больше не верят в джедайскую магию.
Похоже, эффект новизны кончился на 7ом эпизоде, а кредит доверия - на 8ом.
Как же это случилось?
Призрачная угроза франшизе
После продажи Люкасом франшизы Диснеи решили не терять время, а задали жесткий темп доения коровы. 4 миллиарда надо было отбивать, и быстро.
У Диснеев хороший опыт в этом деле. Они умеют стричь франшизы, благо и сами создали немало.
Мало того, они умеют умножать прибыль, продавая сопутствующие товары. Торговля мерчем - это прямо-таки визитная карточка Диснея.
Как и Люкаса! Известно же, что он снял больше прибыли с товаров, чем с самих фильмов вселенной “Звездных Войн”.
Казалось бы, два галактических одиночества нашли друг друга… Но... Нет.
Жесткий темп съемок еще можно было бы пережить. В конце концов, пусть были бы новые фильмы просто сыроваты и недопилены. Есть же режиссерские версии для уточнения акцентов.
Но за новые эпизоды оказались выданы припудренные и подкрашенные зомби оригинальных эпизодов.
При этом, несмотря на популярную на Западе прогрессивную SJW-тематику, проработаны фильмы были настолько коряво и непродуманно, что их не спасла даже сильная независимая женщина с робокошками...
Да еще и канон взяли и отменили!
Всю “послепалпатиновскую” историю Люка и его семьи, все наработки фанатов, писателей и самого Люкаса - все было зачеркнуто и выброшено.
У самого Люкаса планировалось целых 12 эпизодов, и он хотел с постаревшими актерами показать постаревших персонажей, завершая эпическую сагу.
Но Люкас устал. Он ухожук.
Точно так же, как он устал после двух недель съемок "Эпизода 4 - Новая надежда" и закрылся в своем трейлере. Так же, как он устал после выхода "Новой надежды" и улетел на Гавайи во время проката фильма, выключив телефон.
Так же, как он устал после первой трилогии и отложил выход продолжений на 20 лет. Так же, как он устал после второй трилогии и опять отложил финалы в долгий ящик....
И каждый раз он возвращался к фильмам снова и снова.
А теперь он устал насовсем и продал всё.
И вот, имея на руках старых актеров, Диснеи получили возможность успеть сделать одну трилогию. Они решили не идти проторенной дорожкой... Но в то же время пойти по ней.
Вместо съемок продолжения культовой саги, они, по сути, сделали римейк, но хуже.
Это одновременно и так глупо, и так… Глупо.
Прочувствуйте противоречие…
Они выбросили космо-романтику 80-х, добавили фансервиса и прогрессивной тематики… А еще нагнали кучу сценаристов, каждый из которых внес “неоценимый” вклад, создав вместо авторской единой картины мешанину идей, характеров и событий.
А Люкас - в очередной раз устал, но захотел вернуться. Но в этот раз ему уже не позволили. Game, как говорится, Over. Как он сам неосторожно выразился - продал своих героев в рабство белым людям...
И в итоге - последние 4 года мы наблюдаем новую жизнь франшизы.
Франшиза - Новая надежда
"Пробуждение Силы" фанаты встретили на ура, были побиты кассовые рекорды, но впечатление осталось неоднозначным.
Чем запомнился 7ой эпизод - боевые сцены с Фордом на уровне худших серий детских сериалов (a la "Defiance"). Чуи, мы дома! Но дом уже не тот.
А еще бродяжка-мусорщица-Мэри-Сью, проявления Силы у которой можно было красиво развить по чуть-чуть, показать, как в Голливуде любят в фильмах про карате-пацанов - вот тут он научился рукой, тут шпагат, а тут использовал силу нинзей. Но нет! Красиво развить "не шмагли".
Невнятный рыжий злодей. Невнятный злодей-брюнет-истеричка. Кто вообще держит таких генералов?
И гигантский Горлум, как страшненькая вишенка на тортике.
И главное воспоминание - добили старину Форда. Нда, переход Бена на темную сторону обоснован еще хуже, чем у мидийхлор-рожденного Вейдера.
Тренд вниз продолжили “Последние Джедаи” - здесь мы увидели еще больше мешанины.
Люк теперь - тоже герой-истеричка. Ну, понятно теперь, кто был ролевой моделью у Кайло Рена на самом деле (подсказка - не дядя Энакин)...
Центральным героем вдруг сделали несимпатичную китаянку. Бодипозитив - это хорошо, это полезно. Но ведь можно было героиню добавить красиво, интересно, а не впихивать в сюжет, а потом выдирать!
А ведь прокат в Китае провалился в том числе из-за этого персонажа! Не любят в Китае такой бодипозитив. Они любят фитнесс и здоровье и мотивируют людей не жрать гамбургеры, а делать кунфу! Или хотя бы тай-цзи (см. фильм Мастер Тай Цзи). У них это гос.политика. Заботятся о здоровье нации.
Но ладно персонажи. Вспомним гиперсветовой таран!.. По этому поводу сломано множество копий, но главное - это не просто неканон, а антиканон. Хуже того - в самом начале 9 эпизода прямо, четко, и явно отменяется возможность подобного!
А невнятное обучение новой джедайки Рэй?.. Опять педалируется по сути образ Рэй-самоучки, которая сама себе красавица и принцесса. И образ вздорного старикашки, который по совершенно дурацким причинам сидит в подвале.
Даже непонятно, на что эта аллюзия, и кем оправдана.
Мол ОбиВан тоже отсидел в подвалах и пещерах? Ну так его там целая империя искала!
Или вот, Йода - чего он там тупил в болотах 20 лет? По тем же причинам?
Кстати, так, если подумать - Люкас тоже неправ был. Не стали бы магистры вот так бездарно просиживать штаны, когда их навыки так нужны галактике!
Впрочем, в конце 8 эпизода Люк вдруг стал большим героем и нам была показана единственная по-настоящему крутая сцена этой части - драка Люка и Бена. Вот это было захватывающе. Жаль, что маловато.
“Хан Соло: Звездные Войны: Истории” же мало того, что потратили двойной бюджет, с пересьемкой и переделкой, так еще и не отбились как следует. Зрители холодновато восприняли перезапуск истории Хана и Чубакки. Даже Драконов-Мать-Их Эмили Кларк не вытянула продажи фильма… Как не вытянула и Терминатор:Генезис, кстати. А жаль, оба фильма неплохи и она там неплоха.
В Китае “Хан Соло” вообще пришлось переименовать в “Ренжер Соло”. Не знаю почему. Может, потому что имя китайское и не хотели обижать зрителей?
Самое забавное, что большинству хорошо зашел “Изгой-Один”, а вот мне понравился как раз “Хан Соло”. Не целиком и не весь - но была в нем вот эдакая приключенческая нотка, которую потеряли все остальные Диснеевские “Звездные Войны”.
В них во всех, особенно в "Изгой Один" - сплошной надрыв, предательство и Высадка в На Пулеметы, а также бессмысленные смерти героев. Причем слово "героев" означает здесь не героев фильма, а военных героев... С пафосом и надрывными смертями. Этот мотив близок одновременно американцам и русским, как отсылка к героям Второй Мировой. Но мне такое в космоопере смотреть было тягостно и грустно.
Восход Скайуокера - Закат Саги
Ну а чем же порадовал нас девятый эпизод?
“Восход Скайуокера”, как и “Хан Соло”, переснимали и доснимали. Пишут, что после полученного материала даже таки наконец пригласили Люкаса, чтобы он сконсультировал, как вытянуть из горы сырого материала внятный фильм.
Но после всего этого - Люкас на премьеру вообще не явился.
Как будто бы разочаровавшись 8ым эпизодом Р.Джонсона, на 9ый эпизод Д.Д.Абрамс снова сам сел в режиссерское кресло. Вообще, многие заметили, что в “Восходе Скайуокера” Абрамс как будто хотел отменить и перекрыть сделанное Джонсоном.
Таран гиперсветовым крейсером? Нет, так на самом деле не работает!
Люк плохой учитель джедай и вообще тряпка? Лея зато теперь вдруг мастер и лучший учитель, и теперь Рей вдруг научится всему и сразу! (Ха, пусть попробует сдать ЕГЭ на 100!)
Сноук был адский гигантский загадочный злодей? Забудьте, у нас теперь еще загадочнее и страшнее, целый ситх-зомби-клон-франкенштейн!
Страшный мегадестроер, рвущий планеты? Нет, у нас теперь целый флот, рвущий галактики! Правда, летает плохо, поэтому сбить можно одним выстрелом. Весь флот...
К вам на сигнал на помощь никто не прилетел? А вот к нам прилетели все!
У вас там старые актеры кончаются? А мы поскребли по сусекам и нашли еще парочку-тройку знакомых лиц для полного фансервиса!
У вас там бомберы кидались кокосами в крейсера? А вот у нас зато космическая кавалерия на волосатых лошадках!
Нда, лошадки в “Последнем Джедае” были, но привезти их в атаку не догадались.
Детский сад какой-то, честно…
В общем, Абрамса, Диснеев и всех остальных теперь все ругают.
На это Д.Д. Абрамс в интервью после выхода “Восхода Скайуокера” обмолвился:
"Полагаю, что не нужно никому напоминать, что мы живем в эпоху, когда все возводится в абсолют."
Но только ситхи возводят все в абсолют!
Неужели у Диснея в самой верхушке окопались ситхи и уничтожают наследие Лукаса?
Да нет, конечно же нет!
Абрамс говорит про свою целевую аудиторию. Он просто указывает нам на свойства юности и молодости - упрямство, безапелляционность и отрицание любых других точек зрения.
Проще говоря - школота считает свое впечатление единственно правильным.
Вероятно, здесь и проходит граница между юностью и взрослением - когда человек учится признавать существование и других точек зрения. Или, хотя бы - того, что другим людям может понравиться другая еда, музыка или кино.
Впрочем, хотя Д.Д. Абрамс и подразумевает, что Звездные Войны - не миллион баксов, чтобы нравиться всем (а четыре миллиарда, ага), и это, якобы, нормально, что кому-то они сильно не понравились, а кому-то сильно понравились - все же девятый эпизод полон дыр и провалов.
Другое дело, что по сравнению с “Последними джедаями” Абрамсу удалось прикрыть дыры красивыми ковриками, присыпать горстями спецэффектов и напихать эпического размаха, который призван ронять зрителю челюсть в пол, чтобы зажевать вселенскую крутизну дозой попкорна.
Проще говоря, в “Восходе Скайуокера” многие проблемы не видны сразу невооруженным глазом, не бросаются в глаза, но вызывают столь явные возмущения в Звездной Силе, что зрители начинают ругаться на нелогичности еще до выхода из зала.
Но я не буду сильно спойлить. В конце концов, вы еще можете сходить в кино.
За что все же можно похвалить фильм?
Светлая сторона
Спецэффекты и драки на мечах. Скажу честно, фехтование здесь явно постановочное, нарочито медленное, и хотя мелькает красиво - но верится в него с трудом. Но смотрится - хорошо.
Впрочем, Изгой-Один и тут переплюнул всех джедаев, наняв "Ип Мана" Донни Йена. Вот он был крут! Недаром в Китае "Ип Ман 4" переплюнул "Звездные Войны" в прокате, хотя авторы старательно вставляли героичных китаянок.
Спецэффекты в целом - дорогие и крутые. Но эта планка уже высока в индустрии и тут зрителя сложно удивить. Здесь уже необходимо не просто сделать много кораблей, лазеров и молний - нужно погрузить его в сцену, а это умеют не все. Диснеи не умеют.
Игра актеров стала лучше.
Негр “Протерятель сценариев” Бойега играет более спокойного и уравновешенного персонажа. Ему идет.
В то же время пилот По - теперь тоже истеричка и спорщик. Они с Рей друг друга цепляют и задевают. Налицо вроде бы романтическая линия? Но нет, просто они такие сварливые. Потому что друзья.
Или романтическая линия намекается с негром? Есть намеки… Но они уходят в никуда.
Я про романтику между Финном и Рей. Но вообще, актеры Бойега и Айзек (Финн и По) высказались после премьеры, что можно было бы и гейромантику им сделать. Они, мол, предлагали прогрессивно развить сюжет, но руководство все же пока не рискнуло...
У негра романтика опять же, намечалась с круглой китаянкой, но теперь тоже выброшена в утиль.
Вообще, по количеству возможностей, наметок и ходов, выброшенных в утиль - эта трилогия просто какая-то свалка Имперских Крейсеров.
Так, мы же хвалим, я забыл.
Вот, хвалим игру актеров. Кайло Рен в этой части тоже возмужал и посерьезнел. Адам Драйвер - актер неоднозначный, не мужественный, не то, что его дедушка-красавчик Энакин.
Зато и смотрится интереснее, чего уж тут. В принципе, актер старался, вкладывался, и если зрителям-мужчинам его нестойкость и истеричность не особо понравились, то женщин, наоборот, его эмоциональность больше привлекла. К тому же, актер еще и прокачивал мышцы для последнего фильма! Так что Адам молодец.
Правда, логичность перехода на темную сторону и колебаний туда-сюда у Бена “В Тебе Есть Свет” Соло обоснована еще хуже, чем у Энакина.
Но актер тут не виноват. Так что его хвалим.
Так вот, Рэй. Она играет сложного, уязвимого персонажа. Но играет довольно однообразно. Ее не хочется ругать - ведь для актрисы это вообще сразу резкий рывок вверх и первая роль в кино. Она старается, но ее задача - отыграть мальчиковатого том-боя, вначале - суровую выживательницу.
А потом - всемогущую героиню, эдакую Капитан-Марвел-Лайт. Которая сильна, независима и неженственна.
И в принципе, Дейзи Ридли как раз подходит - у ней неженственная фигура, да и проблемы с кожей. В общем, играет зажатого персонажа. Поэтому выходит зажато, наверное.
Но в одном моменте актриса вдруг раскрывается, и показывает чистейший незамутненный образ, прямо показывает себя в единственном моменте - когда мы видим образ Рэй-ситха, Рэй на темной стороне. Актриса показывает зубки (буквально) и становится понятно - девушка может быть той еще стервой, но ей вручили роль Борца за Бобра, и приходится ужимать порывы.
В общем, актеры старались и в целом - молодцы.
А еще - как-то порадовало начало фильма. Где-то, наверное первая треть, или половина. Когда градус эпичного абсурда еще не взлетел - приключенческое начало смотрелось вполне приятно.
Я даже решил, что зря боялся продолжения провальных тенденций 8ого эпизода "Последние Джедаи", зря боялся космической кавалерии и так далее.
Но потом, очевидно, начали собираться в кучу куски, снятые при пересъемках и переделках - и впечатление смазалось.
Итоги
Вот такие сложные впечатления остались от фильма. А уж когда начинаешь задумываться и анализировать сюжет - так вообще градус абсурда зашкаливает!
С другой стороны, параллельно с фильмом Люкасфильм всегда выпускал брошюрку с пояснением сюжетных моментов, раскладов в галактике, рас, обычаев и прочего происходящего фоном.
И сверхнавороченный сюжет "Восхода Скайуокера" тоже получил подобную книжку. И в ней все страшные дыры, нестыковки и натягивания ситха на Звезду Смерти так или иначе объясняются.
Другое дело - верить в эти объяснения или нет. И фанаты больше не верят. Ругают... Хотя фильм и лидирует в прокатах за выходные.
Обидно, что эта трилогия пришла в никуда. Что же Диснеи будут делать дальше?
Как я уже говорил, удачные фильмы в новом эпосе все же вышли. Да и свежий сериал “Мандалорец” неплох и многие надеются, что Джон Фавро сделает для Диснеев то же, что он сделал для Марвел, сняв “Железного человека” и положив начало эпическому десятилетию успеха.
Также Абрамс обращался к Люкасу для консультаций по 9му эпизоду, чтобы собрать из осколков нечто удобоваримое - и Люкас помог.
И тут я разрываюсь, как Бен Соло. Хочется пожелать успеха Звездным Войнам. Хочется наказать Диснеев рублем.
Но Светлая Сторона побеждает.
Давайте будем надеяться, что они всё же наймут Люкаса и возьмут его сюжеты.
"Используй Силу, Люкас!"
Итоги:
Зрелищность: 9 из 10
Игра актеров: 7 из 10
Сюжет: 5 из 10
Фансервис: 9 из 10
Эпический размах: 10 из 10
Стоит ли смотреть - если вы фанат - то не сможете пропустить, потому что фанат.
А если не фанат - то … Фильм вполне можно смотреть. Он лучше предыдущего эпизода. Что, конечно, не является комплиментом на 100%.