Во второй половине XX века люди все так же увлекались мистикой, как и сотни лет до этого. Но традиционная астрология, хиромантия и оккультизм сдали свои позиции, когда мы наконец выяснили, что небо - лишь тонкая пленка на крошечном пузырьке планеты. А за ней - бесконечный, холодный, мертвый космос. Человек же всегда рисовал чудовищ в уголках карт, и просторы космоса не стали исключением. Поэтому двадцатый век отметился бумом историй и теорий о светящихся дисках, кругах на полях и, апофеоз - похищениях инопланетянами.
Мы не будем обсуждать, насколько реальны пришельцы. Наша цель - поговорить о воплощении человеческих страхов, фантазий и желаний, связанных с космосом. А точнее - об игре стратегического жанра, повествующей о противостоянии с инопланетянами.
Встречайте - "XCOM. Враг неизвестен" !
Как я уже сказал, XCOM - стратегия. Но это не ограниченная "стратегия реального времени", где игрок выстраивает игрушечную базу и "копает золото", мгновенно создавая из него войско. В то же время это и не экономическая стратегия, где требуется построить город или даже страну, усмирить народ и обустроить дипломатию с канализацией. Игра даже не является походовой стратегией, где одинокий герой ход за ходом бегает по карте, собирая сундуки, а при нужде вдруг достает из кармана войско с сотней драконов. Нет.
XCOM - это коктейль из всего вышеперечисленного. Это и экономическое управление базой с возведением различных строений, и исследования, и производство, и зрелищные походовые схватки земного спецназа с отрядами инопланетян. Самое удивительное, что игра является почти чистым римейком, сиречь переделкой! Оригинальная игра "UFO: Enemy Unknown" была создана аж в 90-х годах XX века! Для того времени столь навороченная концепция была очень свежей и разносторонней. Впрочем в то время еще не было жестких устоявшихся жанров и многие разработчики экспериментировали с формами игрового моделирования сюжетов. Но сложность игры и реалистичность многих моментов просто поражали. Даже более того - в современном воплощении часть слишком уж навороченных моментов вырезали, что расстроило фанатов оригинального UFO.
В общем, в то время подобный сбалансированный коктейль поражал воображение. В наше же время, концепция уже не выглядит столь оригинальной. Тем более, что все эти годы издатели пытались воспроизвести успех первой части и продолжения с римейками выходили одно за другим. Начиная от прямого клона, где просто действие было перенесено в загадочные морские глубины и заканчивая находящимся в разработке шутером. Так что тема уже весьма заезжена.
Исходя из всего этого, меня не заинтересовал новый XCOM. Даже, скажу честно - я собирался сыграть в него только ради написания рецензии. Да и потом откладывал, пока не появился совсем свободный момент. Проще говоря, взялся от нечего делать. И после нескольких дней погружения - готов к отчету.
Для начала - несколько слов об уникальной игровой атмосфере.
Оригинал создавал атмосферу напряженного триллера естественным путем. Мы еще не были избалованы и саспенс создавался в основном ожиданием неизвестной опасности плюс спокойной, ритмичной музыкой, которая нагнетала ощущение загадки и тайны.
Римейк достойно продолжил традицию предшественника и приукрасил декорации. Атмосфера напряженности создается с самого начала, когда понимаешь - каждый день по всему миру пришельцы похищают и атакуют людей, сея панику и безумные слухи - а мы каждый раз отстаем на один шаг. У нас не хватает рук, чтобы держать оружие и денег, чтобы строить самолеты. Каждая спасенная жизнь оборачивается двумя утраченными, потому что мы не можем успеть везде. Человечество паникует и служба XCOM лишается поддержки одной страны за другой.
Всё это мастерски подается видеороликами. Несомненны параллели с "Днем независимости" - впрочем, я уверен, что этот фильм делали люди, знакомые с оригинальной игрой.
Поэтому к первым миссиям игрок приходит накрученным и боится каждого куста. При этом первые схватки с пришельцами в общем-то не особо сложны - но это если не валять дурака и действовать грамотно - а игрок оказывается в положении школьника, поставленного командовать армией.
И поэтому на заданиях пустые улицы и горящие машины создают именно ту, классическую атмосферу. Умом мы понимаем - это просто карта с десятком вражеских фигурок. Но все чувства говорят об опасности, мы боимся своей тени и каждый враг кажется гигантом. В общем, игра захватывает, погружает. И не отпускает.
Критики ругают игру за излишнюю сложность. Действительно, многие игроки, имеющие опыт других стратегий, скорей всего выберут высокий уровень сложности (он же "класссический"), а то и "безумный". Некоторые даже поставят галочку "играть без сохранений". И будут жестоко наказаны, растоптаны и унижены. Играющим в именно эту игру в первый раз я не советую ставить сложность выше "классик", и уж тем более - воздержитесь от опции "без сохранений". Обещаю, вы получите достаточно удовольствия и без этого. Вам и так не дадут скучать! На крайний случай - сложность можно изменить в любой момент.
Разработчики XCOM сделали начало игры очень сложным и напряженным финансово и экономически. Денег нет. Нормальной армии нет. Вооружение - слабое. Хваленый спецназ - умирает и паникует при каждом чихе. Это кардинально отличается от "обучающих" миссий в начале, например, Старкрафта. Впрочем, здесь разработчики дали определенное послабление - виртуальные персонажи предупреждают, когда кончаются патроны и когда рядом горит пробитый бензобак, дают советы по исследованию и строительству. Если вы будете внимательно смотреть и слушать - подсказок хватит, чтобы пережить самый сложный этап.
В оригинальной игре UFO вторая половина была уже довольно легкой. Армия с невероятным вооружением и броней сметала всех пришельцев на своем пути. Разработчики же XCOM постарались добавить сложности именно в этой фазе, что, конечно, опять же расстраивает фанатов - но зато и делает последние шаги к победе более трудными и интересными!
Декорации, конечно, за эти 18 лет стали намного красивее. Графика XCOM вполне современна. Хотя зачастую и тянет поругать - за невозможность опустить камеру пониже и насладиться видом бойцов в новой броне на фоне красивых пейзажей. Впрочем, это компенсируется автоматическими "кино-ракурсами". Зачастую, когда люди или пришельцы обстреливают цель, камеры делает резкий сдвиг и демонстрирует эффектный ракурс, позволяя разделить с бойцом радость успешного попадания. Или матернуться вместе с ним, когда промазал. Выглядит действительно впечатляюще и каждый раз заставляет чуть-чуть замереть сердце. Ведь каждый неудачный выстрел здесь может стать решающим для жизни бойца.
Музыка в игре стала разнообразнее. Динамичная боевая; успокаивающая мирная; бравурная перед миссией. Некоторые мелодии действительно приятно слушать и они становятся больше чем фоном - они делают свой вклад в эту уникальную атмосферу.
Современные средства подачи сюжета стали совершеннее. Та история, что почти не объяснялась 18 лет назад, сейчас обросла красивыми видеороликами. Каждое исследование и производство обзавелось демонстрацией работы ученых и инженеров базы. Эти персонажи не выходят на поле боя - но они тоже становятся для нас важными участниками сюжета и хорошо знакомыми людьми. Не то, что в оригинале, где они были просто циферками - "у вас есть 43 ученых, вы хотите купить еще 8 ученых?". За это новой игре - несомненный плюс.
Вообще сюжет игры стал намного ближе к игроку. Фактически, в оригинале его и не было как такового - а в новом "XCOM. Враг Неизвестен" мы прямо таки ощущаем его перипетии, видим, как победы в боях приносят реальные плоды, ощущаем это напряжение, когда неумолимая стрелка часов, приближающая к концу человечества, дрожит и отступает на шажок. И еще один. И у Земли появляется шанс.
Кто же победит?
Решать вам.
Оценки:
Сюжет - 8 из 10
Графика - 8 из 10
Музыка - 8.5 из 10
Погружение - 9.5 из 10
Кому играть - фанатам оригинала и любителям фантастических стратегий.
2 комментария: XCOM. Враг неизвестен \ XCOM: Enemy Unknown. (2012)