В эти новогодние праздники телевидение порадовало зрителей тем, что продолжение сериала "Шерлок" вышло на российские голубые экраны одновременно с европейскими. Давайте обсудим, чем же так интересна эта экранизация похождения Холмса и чем она зацепила фанатов.
Телесериал "Шерлок"
Создатели сериала давно были фанатами книги Конан-Дойля про Шерлока Холмса. Они ездили на работу в поезде и долго обсуждали, как можно снять подобный сериал, обсуждали детали, варианты, сюжеты. Но они и не мечтали сами заняться съемкой , пока не подумали - а вдруг кто-то это снимет? А почему не мы? Их целью было снять интересный, но в то же время забавный, полный юмора сериал, подобный фильму про Холмса 30-х гг ХХ века.
Сериал получился неоднозначным - с одной стороны интересный, увлекательный и завораживающий, с другой стороны получившийся Шерлок - самый антисоциальный из всех виденных мною Холмсов.
В некотором смысле, это квинтессенция центральных персонажей сериалов последних лет. "Доктор Хаус", "Обмани меня", "Менталист" - все они показывают нам неординарного человека, которому плевать на мнение окружающих, потому что он знает про окружающих слишком много, чтобы уважать их мнение. Но для зрителя привлекательность подобных героев в другом. Нам нравится сопоставлять себя с умным человеком, которого плохо понимают окружающие. Это зачастую созвучно нашему жизненному опыту и мироощущению.
Однако Шерлок еще более антисоциален. Он не только умен, но еще и всячески подчеркивает глупость окружающих. Если бы не блестящие результаты его работы - выперли бы пинком и мгновенно. Впрочем, его поведение порождает ненависть и зависть. Люди просто не хотят верить, что "этот псих" действительно способен составить картину преступления по мельчайшим деталям. Эта зависть может легко сыграть против него - ведь если кто-то закричит "шарлатан" - то многие легко и с удовольствием поверят.
Этот Шерлок весьма англичанист. И тем более англичанам гораздо симпатичнее рафинированный образ, созданный советским фильмом про Шерлока Холмса. Ведь советская цензура не пропустила бы на экран антисоциального наркомана, изводящего своих домашних круглосуточной игрой на скрипке и стрельбой из пистолета по стенам. То ли дело - благообразный, вежливый, добрый джентльмен. Самим англичанам гораздо приятнее такой их портрет, чем Холмс, изображенный в других произведениях, а особенно - в сериале "Шерлок".
Впрочем это всё психология. Гораздо интереснее, что в телесериале Шерлок иногда допускает и ошибки в своих энциклопедических знаниях. И речь не идет о солнце и земле, что упоминалось в первом сезоне. Речь идет, например, о "универсальном ключе для взлома", про который рассказывает одна из серий второго сезона. Представления Шерлока о подобном ключе весьма примитивны и дилетантски. Т.е. в данном случае знания Холмса отражают знания создателей сериала - но при этом компьютерщики при просмотре должны искренне хохотать над неучем.
Нечто похожее было и в книгах про Холмса. Ведь не все знают, что дедукция и индукция перепутаны Конан-Дойлем. Ну... По крайней мере, так утверждают преподаватели в вузах.
Дедукция - от общего к частному (философский термин). С другой стороны, в логике дедукция - это движение от посылок к заключению.
Индукция же - переход от частного к общему. Т.е от конкретных улик к обобщенному виду преступления и действия.
Впрочем, психологи вообще говорят, что Холмс использует "инсайт" (озарение). Это особенно заметно отражено в данном сериале. Т.е. герой телесериала - Шерлок явно использует почти подсознательное, мгновенное озарение по поводу каждой мелочи, замеченной им на людях или в обстановке.
Тут тоже можно поспорить. Ведь Шерлок - это быстрый, тренированный ум, набитый полезными данными. Т.е., выражаясь образно, его мозг подобен отточенному мечу, который разрубает проблему мгновенно, и ему не нужно долго ее пилить.
В общем и целом, тема богатая и очень спорная - но в итоге можно сказать, что в работе Шерлока виден и инсайт, и дедукция, и индукция.
Тем более, что для нас, зрителей оно всё побоку - нам бы побольше и поинтереснее, а ярлычки вешать - не наша работа!
К сожалению, хотя в телесериале "Шерлок" длинные, почти полнометражные серии, их всего по три на сезон.
Посмотрев два первых сезона, мы с большим нетерпением ожидали третьего - и полуоткрытый конец этому способствовал.
Третий сезон вышел зимой 2014 года и был неоднозначно встречен поклонниками. Первые две серии были вполне неплохи и даже очень увлекательны. Но третья финальная серия смазала впечатления. Исполнитель роли Шерлока - Бенедикт Камбербэтч был недоволен последними сериями - слишком много пафоса, по его мнению. С этим можно согласиться.
Впрочем, не будем слишком строги к авторам сериала. Сам "отец" Шерлока Холмса устал от своего персонажа и последние рассказы вышли не такими интересными, увлекательными и "дедуктивными". Недаром Конан-Дойль хотел закончить всё на Рейхенбахском водопаде, в последней схватке с Мориарти. А следующие книги написал лишь под влиянием поклонников.
Возможно, он сделал это зря. В любом случае, искусству закончить серию книг или фильмов стоит поучиться многим авторам современных сериалов - одновременно не высасывать из пальца длинные пустышки, но и не обрубать накоротко без должного полноценного финала. Пожалуй, авторам "Шерлока" это почти удалось.
Наш вердикт - телесериал "Шерлок" - смотреть стоит.
Юмор - 8 из 10
Сюжет - 7 из 10
Увлекательность - 9 из 10
Драма - 7 из 10
Кому смотреть - молодежи, поклонникам детективов.