На некотором безрыбье мы взяли и посмотрели фантастический американский фильм про русско-английскую Золушку, с многозначным названием, которое трудно перевести на русский, не сломав падежи. Это фильм 2015 года
"Восхождение Юпитер"
После фильма я с удивлением узнал, что его сняли Вачовски - культовые режиссеры нашей юности. В свое время "Матрица" просто взорвала юношеский эскапизм, заставляя пересматривать зеленоватое кино на 11-дюймовых экранах безо всякого перевода. Многие сразу взяли себе псевдоним Нео. Другие, что поскромнее, взяли клички Тринити и Морфеус, не в силах расстаться с соблазном виртуальной крутизны... Впрочем, последующие работы Вачовски не особо всколыхнули умы, хотя спорный "Облачный Атлас" произвел на некоторых заметное впечатление. "Спиди-гонщик" я тоже смотрел с удовольствием и пересматривал. Но я-то с детства был поклонником оригинальной анимешной экранизации, а вот незамутненный западный рынок фильм не принял.
Фильм 2015 года "Восхождение Юпитер" - очень зрелищное кино с простым и типовым, но достаточно увлекательным сюжетом.
Простая русско-английская девушка, названная отцом-астрономом в честь планеты Юпитер, внезапно оказывается в центре интриги звездногалактического масштаба и в её слабых руках оказывается судьба всей планеты Земля.
В очередной раз Вачовски поднимают тему глобального зла, которое пирует на людских костях. Они начали с Матрицы, где бездушные компьютеры поработили человечество, используя людей в качестве батареек. Они понизили планку в "V значит Вендетта", где изобразили борьбу английского подполья против псевдорелигиозных фанатиков, властвующих в Европе. Они попытались снова напугать зрителя в "Облачном Атласе", показывая, как клонов пускают на мыло. И наконец решили вывести ситуацию на мегагалактический уровень в "Восхождении Юпитер".
Виден тренд. Если другие авторы только пугают уничтожением и порабощением человечества - то Вачовски каждый раз, не стесняясь, заявляют - человечество уже давно порабощено. И уже уничтожается, только не сразу, а постепенно, по кусочкам.
Русский перевод фильма опечалил. Многие нюансы потеряны и примитивизированы. Уж на что я не знаток и не говорец - а услышал больше, чем наши простецкие переводчики. Но это перевод - и за него сам фильм ругать не стоит. Кстати, из-за перевода слегка теряется приятный момент - главная героиня и ее мать - русские. Их родственники и друзья - русские. И Вачовские вдруг с чего-то дали русской девушке избранность и космопринцессность. Ай-яй. Может, как раз поэтому они и не собрали большую кассу? Не принял простой западный зритель простую русскую девушку-Императрицу-всея-Земли?...
Давайте же сами препарируем все составляющие фильма и сами разберемся, что к чему.
Начнем с визуальной составляющей.
В фильме очень красивые фоны. Дворцы и тронные залы, межпланетные города, космические корабли, роскошные космические яхты и трансформирующиеся крейсера. Фоны отлично передают размах. Космические олигархи, космическая империя, космическое богатство.
Фоны плавно перетекают в спецэффекты и трюки. В принципе, лазерные бластеры и космодесантники везде похожи. Но Вачовски напряглись. Здесь главный герой красиво летает на летучих ботинках, крутит сальты, отбивает лучи силовым щитом - в общем феерично развлекает зрителя. В тридэ смотрится приятно и динамично.
Фильм удивил достаточно оригинальными схватками. Каждый бой - это новая фишечка и интересные нюансы. Вообще, обычного рукопашного боя в этом фильме практически нету. Главный герой в основном прыгает туда-сюда на своих скейтообразных ботинках, стреляет и иногда с размаху фигачит летучим сапогом.
Также в фильме несколько красиво снятых сцен на “крылатых истребителях”. Это не обычные “самолетные бои” в стиле звездных войн. Самолетики здесь - это реально интересный экзоскелет, изящный и красивый. Движуха на истребителях здесь, соответственно, выглядит несколько мультяшно, но динамично и оригинально.
Кстати воздушную погоню в Чикаго снимали полгода, Кунис и Татум работали каждый день с утра до вечера.
Визуальный пир дополняет отличная музыка на все вкусы. В принципе, на семи нотах сложно написать что-то оригинальное. Все эпические мелодии звучат похоже и мало какую хочется напевать и подыгрывать. Но в этом фильме музыка хороша и не надоедает.
В фильме очень много отсылок, цитат и заимствований. Многие выразились как “сперли по кускам отовсюду”. Ну так в современном искусстве практически всё уже сказано и повторяется по кругу. А здесь цитируется не напрямую, а по чуть-чуть, намеками, которые приятно отмечать и замечать. И это даже при том, что я не большой знаток американской и мировой киноклассики. К тому же, когда кинополотно собрано из стандартных кусков, то многие вещи просто не требуют объяснений, ибо всё понятно и так. Т.е. авторы просто сэкономили время на объяснениях. Ибо в фильм напихано много и многое не успели раскрыть.
При всем при том не порадовала некоторая камерность происходящего. Может вы и не замечали, но подобным страдала и первая "Матрица". Здесь же - вроде бы и богатая семья звездных королей - а у них как-то маловато слуг, армий, крейсеров и прочего. Поэтому и терпят от одного героя-одиночки. На олигархической королевской свадьбе - одни роботы в гостях. Полицейский крейсер - возит всего с десяток копов и не может ни бомбануть, ни штурмануть, хотя запас боевых экзо-истребителей висит в шлюзе. Приходится запускать арестантов и бывших копов на этих самых истребителях. В общем, фильм иногда выглядит как упомянутая свадьба космопринца - три с половиной героя, а вокруг куча декоративных пластиковых людей.
Фильм, при всей размашистости и объеме затронутых миров, вовсе не эпичен. Он похож на театр - несколько персонажей на сцене и много-много красивых декораций. Этакая космоопера, где много космо и почти опера. Только не поют.
Обычно в таких космооперных сюжетах избранность главгероя естественна и ожидаема. Девочки любят истории о Золушках. Мальчики любят истории об избранных, попаданцах и скрытых принцах. Главный герой - это типовой спецагент, покаранный ранее, бывший "легенда", мачо-мечта. Главная героиня - везучая Золушка, которую судьба и воля режиссера швыряет туда-сюда. И если типововость мужского персонажа тут не оспорить никак, то вот героиня пару-тройку раз порадовала. Она как раз вела себя не совсем по канонам кино, а более ожидаемо, более реалистично. Местами - как глупая телка, которую закинули в космическую битву. А местами вдруг наоборот, логично, так, как себя киношные персонажи не ведут - но повел бы себя человек в жизни.
В общем, герои немножко порадовали.
В то же время, персонажи не совсем раскрыты. Некоторые зрители жаловались на нелогичность отдельных моментов - но тут многие нюансы объясняются очень быстро и касательно, без фокуса на деталях. Вообще, в этом фильме очень многое показано именно так, по касательной, без погружения. Авторам пришлось рисовать большой мир, и они решили впихнуть в кадр побольше красот, зато пожертвовать глубиной. Но при этом, честь им и хвала, не стали растягивать кино на 3 части по 3 часа, как некоторые особенно жадные фильмоделы, купающиеся в деньгах, как космические олигархи...
Возможно, мы еще увидим режиссерскую версию часа на 3 или 4.
Игра актеров тоже была неоднозначной. Многие хвалят Редмайна за брата-злодея. Неплох Бут, коварный братец. На мой взгляд, отлично сыграла маму героини певица-актриса-сценаристка Мария Дойл-Кеннеди.
Кунис-прынцесса - немножко страшная и немножко деревянная. Но, вроде как, украинка по происхождению, что делает ее более подходящей на роль русской девушки, поэтому мы её, в отличием от западного зрителя, прощаем. Восходи дальше, Мила!
Ченнинг Татум, собака-ботинколетака - лохматый мачо с генами волка, загадочным лицом и странной челюстью. Ему накладку приходилось носить специальную на челюсть, чтобы выглядеть круче. В общем, что в жизни, что в фильме - это парень-модель. У него простая роль и сыграл он ее просто, скупо и мужественно.
А еще там был Шон Бин, в обычной своей второстепенной роли. И вы удивитесь, когда поймете, зачем его вставили в фильм. Не буду спойлить, не буду... Разве что в комментах...
Подводя итоги - Фильм 2015 года "Восхождение Юпитер" снят весьма красиво, но с заметными недостатками. Многое было скомкано, линии отношений и эмоций сокращены и недостроены. Актеры местами были слабы. Сценаристы (те же Вачовски) явно в первую очередь заботились о зрелищности сцен, а не диалогах.
Но фильм жил. При первом просмотре было и впечатление от красивых декораций, и адреналин от схваток. И захотелось посмотреть еще раз, уже на русском, чтобы понять все диалоги и чтобы заодно пересмотреть экшен-сцены. При внимательном пересмотре, конечно, ощутилась некоторая картонность - но все равно, впечатление осталось хорошим.
Я бы с удовольствием посмотрел продолжение. Финал допускает такую возможность.
А вам, читатель и зритель, могу посоветовать не пожалеть пару часов и хотя бы заценить фильм. Желательно - в трехмерном варианте.
Хорошего просмотра!
...
Оценки
Зрелищность - 10 из 10
Сюжет и сценарий - 6 из 10
Актеры - 7 из 10
Стоит ли смотреть - вполне
Кому смотреть - любителям красивых, зрелищных, прямолинейных космоопер
2 комментария: Фильм 2015 «Восхождение Юпитер»