XCOM. Враг неизвестен \ XCOM: Enemy Unknown. (2012)

Во второй половине XX века люди все так же увлекались  мистикой, как и сотни лет до этого. Но традиционная астрология, хиромантия и оккультизм сдали свои позиции, когда мы наконец выяснили, что небо - лишь тонкая пленка на крошечном пузырьке планеты. А за ней - бесконечный, холодный, мертвый космос. Человек же всегда рисовал чудовищ в уголках карт, и просторы космоса не стали исключением. Поэтому двадцатый век отметился бумом историй и теорий о светящихся дисках, кругах на полях и, апофеоз -  похищениях инопланетянами.

Мы не будем обсуждать, насколько реальны пришельцы. Наша цель - поговорить о воплощении человеческих страхов, фантазий и желаний, связанных с космосом. А точнее - об игре стратегического жанра, повествующей о противостоянии с инопланетянами.

Встречайте - "XCOM. Враг неизвестен" !

XCOM

Как я уже сказал, XCOM - стратегия. Но это не ограниченная "стратегия реального времени", где игрок выстраивает игрушечную базу и "копает золото", мгновенно создавая из него войско. В то же время это и не экономическая стратегия, где требуется построить город или даже страну, усмирить народ и обустроить дипломатию с канализацией. Игра даже не является походовой стратегией, где одинокий герой ход за ходом бегает по карте, собирая сундуки, а при нужде вдруг достает из кармана войско с сотней драконов. Нет.

XCOM - это коктейль из всего вышеперечисленного. Это и экономическое управление базой с возведением различных строений, и исследования, и производство, и зрелищные  походовые схватки  земного спецназа с отрядами инопланетян. Самое удивительное, что игра является почти чистым римейком, сиречь переделкой! Оригинальная игра "UFO: Enemy Unknown" была создана аж в 90-х годах XX века! Для того времени столь навороченная концепция была очень свежей и разносторонней. Впрочем в то время еще не было жестких устоявшихся жанров и многие разработчики экспериментировали с формами игрового моделирования сюжетов. Но сложность игры и реалистичность многих моментов просто поражали. Даже более того - в современном воплощении часть слишком уж навороченных моментов вырезали, что расстроило фанатов оригинального UFO.

XCOM. Враг неизвестен

Как в старые добрые времена

В общем, в то время подобный сбалансированный коктейль поражал воображение. В наше же время, концепция уже не выглядит столь оригинальной. Тем более, что все эти годы издатели пытались воспроизвести успех первой части и продолжения с римейками выходили одно за другим. Начиная от прямого клона, где просто действие было перенесено в загадочные морские глубины и заканчивая находящимся в разработке шутером. Так что тема уже весьма заезжена.

Исходя из всего этого, меня не заинтересовал новый XCOM. Даже, скажу честно - я собирался сыграть в него только ради написания рецензии. Да и потом откладывал, пока не появился совсем свободный момент. Проще говоря, взялся от нечего делать. И после нескольких дней погружения - готов к отчету.

XCOM. Враг неизвестен

Любой герой начинается с оснащенной базы

Для начала - несколько слов об уникальной игровой атмосфере.

Оригинал создавал атмосферу напряженного триллера естественным путем. Мы еще не были избалованы и саспенс создавался в основном ожиданием неизвестной опасности плюс спокойной, ритмичной музыкой, которая нагнетала ощущение загадки и тайны.

Римейк достойно продолжил традицию предшественника и приукрасил декорации. Атмосфера напряженности создается с самого начала, когда понимаешь - каждый день по всему миру пришельцы похищают и атакуют людей, сея панику и безумные слухи - а мы каждый раз отстаем на один шаг. У нас не хватает рук, чтобы держать оружие и денег, чтобы строить самолеты. Каждая спасенная жизнь оборачивается двумя утраченными, потому что мы не можем успеть везде. Человечество паникует и служба XCOM лишается поддержки одной страны за другой.

XCOM. Враг неизвестен

Животный ужас или оплаченная провокация?

Всё это мастерски подается видеороликами. Несомненны параллели с "Днем независимости" - впрочем, я уверен, что этот фильм делали люди, знакомые с оригинальной игрой.

Поэтому к первым миссиям игрок приходит накрученным  и боится каждого куста. При этом первые схватки с пришельцами в общем-то не особо сложны - но это если не валять дурака и действовать грамотно - а игрок оказывается в положении школьника, поставленного командовать армией.

И поэтому на заданиях пустые улицы и горящие машины создают именно ту, классическую атмосферу. Умом мы понимаем - это просто карта с десятком вражеских фигурок. Но все чувства говорят об опасности, мы боимся своей тени и каждый враг кажется гигантом. В общем, игра захватывает, погружает. И не отпускает.

XCOM. Враг неизвестен

Как в кино

Критики ругают игру за излишнюю сложность. Действительно, многие игроки, имеющие опыт других стратегий, скорей всего выберут высокий уровень сложности (он же "класссический"), а то и "безумный". Некоторые даже поставят галочку "играть без сохранений". И будут жестоко наказаны, растоптаны и унижены. Играющим в именно эту игру в первый раз я не советую ставить сложность выше "классик", и уж тем более - воздержитесь от опции "без сохранений". Обещаю, вы получите достаточно удовольствия и без этого. Вам и так не дадут скучать! На крайний случай - сложность можно изменить в любой момент.

Разработчики XCOM сделали начало игры очень сложным и напряженным финансово и экономически. Денег нет. Нормальной армии нет. Вооружение - слабое. Хваленый спецназ - умирает и паникует при каждом чихе.  Это кардинально отличается от "обучающих" миссий в начале, например, Старкрафта. Впрочем, здесь разработчики дали определенное послабление - виртуальные персонажи предупреждают, когда кончаются патроны и когда рядом горит пробитый бензобак, дают советы по исследованию и строительству. Если вы будете внимательно смотреть и слушать - подсказок хватит, чтобы пережить самый сложный этап.

В оригинальной игре UFO вторая половина была уже довольно легкой. Армия с невероятным вооружением и броней сметала всех пришельцев на своем пути. Разработчики же XCOM постарались добавить сложности именно в этой фазе, что, конечно, опять же расстраивает фанатов - но зато и делает последние шаги к победе более трудными и интересными!

XCOM. Враг неизвестен

В оригинале эта команда порвала бы чужих как тряпку из нановолокна

Декорации, конечно, за эти 18 лет стали намного красивее. Графика XCOM вполне современна. Хотя зачастую и тянет поругать - за невозможность опустить камеру пониже и насладиться видом бойцов в новой броне на фоне красивых пейзажей. Впрочем, это компенсируется автоматическими "кино-ракурсами".  Зачастую, когда люди или пришельцы обстреливают цель, камеры делает резкий сдвиг и демонстрирует эффектный ракурс, позволяя разделить с бойцом радость успешного попадания. Или матернуться вместе с ним, когда промазал. Выглядит действительно впечатляюще и каждый раз заставляет чуть-чуть замереть сердце. Ведь каждый неудачный выстрел здесь может стать решающим для жизни бойца.

XCOM. Враг неизвестен

Плазма над Парижем

Музыка в игре стала разнообразнее. Динамичная боевая; успокаивающая мирная; бравурная перед миссией. Некоторые мелодии действительно приятно слушать и они становятся больше чем фоном - они делают свой вклад в эту уникальную атмосферу.

Современные средства подачи сюжета стали совершеннее. Та история, что почти не объяснялась 18 лет назад, сейчас обросла красивыми видеороликами. Каждое исследование и производство обзавелось демонстрацией работы ученых и инженеров базы. Эти персонажи не выходят на поле боя - но они тоже становятся для нас важными участниками сюжета и хорошо знакомыми людьми. Не то, что в оригинале, где они были просто циферками - "у вас есть 43 ученых, вы хотите купить еще 8 ученых?". За это новой игре - несомненный плюс.

XCOM. Враг неизвестен

Эти люди делают основную работу. А мы лишь давим на курки.

Вообще сюжет игры стал намного ближе к игроку. Фактически, в оригинале его и не было как такового - а в новом "XCOM. Враг Неизвестен" мы прямо таки ощущаем его перипетии, видим, как победы в боях приносят реальные плоды, ощущаем это напряжение, когда неумолимая стрелка часов, приближающая к концу человечества, дрожит и отступает на шажок. И еще один. И у Земли появляется шанс.

Кто же победит?

XCOM. Враг неизвестен

Мы или Они?

 

Решать вам.

 

Оценки:

Сюжет - 8 из 10

Графика - 8 из 10

Музыка - 8.5 из 10

Погружение - 9.5 из 10

Кому играть - фанатам оригинала и любителям фантастических стратегий.

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Еще на эту тему...

Запись опубликована в рубрике Игры с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: XCOM. Враг неизвестен \ XCOM: Enemy Unknown. (2012)

  1. Ankheg говорит:

    Музыка

    Jake Solomon: So the guy who composes the music for most of the game is Mike McCann, the guy who composed for Deus Ex: Human Revolution. And in that livestream you can hear a lot of that music, so some people have actually recognised that it’s him. He’s an incredible, incredible composer. To me, the original game’s music, that sort of Tangerine Dream, early 80s synth sound, that dark synth sound, I really wanted something representative of that, so when I heard Mike McCann’s work on Human Revolution I thought ‘man, that guy is perfect’, so we called him up and he was excited about it too. But it was it funny, because at one point he said ‘well, I was kind of trying to get away from the dark synth stuff’ and we said ‘yay, you should totally do that, but, er, after this game.’

    • admin говорит:

      История про композитора порадовала :)

      А вообще он действительно очень здорово вписал свою музыку в атмосферу игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *