«Джокер» как козырная карта в колоде фильмов 2019 года

В начале 2019 года все считали, что Марвел царят на рынке кинокомиксов, а DC слили все свои благие начинания. Киносага о Мстителях крыла Лигу Справедливости, как Танос енота.

 

Летом ситуация начала меняться. Многие поругивали Финал: Мстителей, а некоторые с легким интересом ожидали новую историю Джокера. В этот раз - без Бэтмена и прочих Чудо-людей. И даже без Арле-Кин.

Осенью все уже забыли про Мстителей, а Джокер стал главным кинособытием 2019 года. По щелчку пальцев, вот так!

Режиссер Тодд Филипс известен аудитории по фильму “Мальчишник в Вегасе”. Те, кто знали об этом, недоумевали и улыбались, услышав, что он будет экранизировать Джокера. Резкий переход от молодежной комедии к безумному комиксу и правда странен.

Ну да, Мальчишник - фильм с мерзким пошлым юмором. В принципе, подходящий подход к стандартному шутнику-Джокеру из эпохи черно-белых комиксов....

 

Но давать подобному специалисту в руки криминальную драму?

К счастью, в результате Мальчишник оказался совершенно непоказательным. Возможно, фильм смогли вытащить на себе актер и оператор.

 

Новый Джокер уже на Венском кинофестивале вдруг заставил говорить о себе. Драма нестабильного человека, которого жестокое общество превращает в безумца вдруг оказалась не только глубоко созвучной нашему времени, но и исполненной на высоком уровне. А потом фильм отхватил в Вене главный приз!

 

Затем Джокер пришел в кинотеатры, и первые обзоры были не так уж и впечатляющи. Да, относительно интересный сюжет. Да, Бэтмэна тут нету. Да, есть Уэйн-старший...

 

Многие ожидали другого. Кто-то шел на кинокомикс, и не получил, чего хотел. Не увидел фееричного зрелища, эпического криминального боевика.

Эти зрители высказались о фильме прохладно, в стиле “да чем там восторгаться?”

 

Кто-то же, возможно просто будучи постарше - оценил сюжет, работу оператора, игру актеров - и оценил фильм как самостоятельное кинопроизведение.

Причем сделав из тех же причин кардинально отличающиеся выводы.

“Не кинокомикс? Не боевик? Вау, круто!”

 

Предыдущий фильм ДиСи, посвященный Джокеру и Бэтмену всколыхнул киномир, поднялся в рейтинг лучших фильмов в истории, а также запомнился тем, что актер-Джокер выгорел до дна и умер от таблеток во время съемок…

“Темный рыцарь” потерял не только слово Бэтмен в названии, но и слово “комикс” в жанре. Он поднялся выше и занял достойное место среди криминальных драм.

 

Новый “Джокер” не стал зваться “Темный клоун”. Да и то - если из этой истории убрать ярлычки с именами персонажей ДиСи, а оставить просто Клоуна, Миллионера, Соседку и Юмориста, сколько людей пошли бы на этот фильм? Смог ли бы он выделиться, не пересекая миры комиксов и взрослых драм, а оставшись только в одном лагере?

 

Но, как и в “Темном Рыцаре”, в “Джокере” все держится на игре центрального актера.

 

Также в фильме хороша операторская работа. Очень четко передана атмосфера 90х. Впрочем, эта картинка для кого-то полна отсылок, аналогий и ностальгии - а для кого-то просто демонстрация серых пейзажей серого города, который давит на психику героев.

 

Но лестницу запомнили все. Уже через неделю-две после премьеры туристы заполонили знаменитую лестницу и вызвали жалобы местных жителей, которым не дают спокойно ходить вниз-вверх. Эх, где она американская предприимчивость… Им бы там продавать хотдоги и маски клоунов!

 

Но туристы заполонили не только лестницу, но и кинотеатры.

На текущий момент, по прошествии месяца, популярность Джокера и не думает спадать.

Интернет заполнен мемами и видеомемами. К танцующему Джокеру присоединился сначала черный Питер Паркер, а затем и еще куча народу.

Сборы фильма уже обогнали рекордсмена среди других взрослых фильмов - Дэдпул-2.

А теперь подбираются и к более жвачным фильмам-миллиардерам!

 

Фильм стал бенефисом Хоакина Феникса.

Массовый зритель узнал актера в “Гладиаторе” 2000 года, где он играл полубезумного римского царя. Молодого человека с нестабильной психикой, который жаждет признания, уважения и любви своего великого отца, но убивает его… Потому что отец больше любит своего другого сына, настоящего героя, и ему хочет отдать всю власть и богатства…

И лишь воображаемая любовь к соседке по дворцу помогает ему сохранять стабильность...

Черт, какие параллели!

Похоже, знаковые роли у Феникса повторяются!

Конечно, я слегка передергиваю, не надо ловить меня за руку. В обоих фильмах, один сын - настоящий, а другой - “как сын”. Пусть будет так.

 

В “Джокере” Феникс много импровизировал.

Например, в сцене, где он убивает троих людей, по сценарию Джокер подходит к зеркалу и глядит на себя, пытаясь осознать содеянное.

Феникс же включил музыку и стал кружиться в танце.

Это было так пугающе, так странно и занятно, что сцену оставили в монтаже.

 

Холодильник тоже отсутствовал в сценарии.

Просто после сцены с Томасом Уейном актер пришел… и забрался в него. “Я просто хочу тепла...”

Эта сцена тоже впечатлила режиссера и стала одной из мемных.

Некоторые фанаты считают, что в холодильнике герой на самом деле умер, а все остальное - его предсмертные галлюцинации и выдача желаемого за действительное...

 

Да и вообще, половина фильма - фантазии главного героя. И есть теория, что все описанное там - это просто фантазия или байка, рассказанная или представленная им в психбольнице в конце…

 

Также есть мнение, что Артур Флек - вовсе не Джокер, а просто его вдохновитель.

Да и то - многие жалуются, что типаж забитого жизнью неудачника с смешным расстройством (каламбур) вовсе не клеится с безумным гениальным психопатом, которого лучше всех отобразил Леджер.

 

Что тут можно сказать...

Если уж фанаты находят столь радикально различные интерпретации происходящего - значит, фильм точно удался и стал культовым.

Это, конечно, не “Начало”... Но тут и жанр другой.

 

Пожалуй, фильм добился главного между зрителем и героем - сопереживания.

Злодеи - трудный материал в этом плане. И стандартному Джокеру подобного чувства вызвать не удастся.

Другое дело, Джокер-лузер. Джокер-неудачник. Джокер-страдалец. Джокер, которого мир нагибает всю жизнь. Джокер, которого жизнь ломает. Джокер, который всю жизнь пытается сделать других людей счастливее и веселее, хотя полон боли и тоски.

 

Все мы видим себя немножко в этом Джокере.

Мы не выходим на улицы творить разрушение, как последователи Джокера в фильме…

Но мы все - его последователи в том, как с нами обходится этот мир.

 

Эти или иные моменты - вызвали сильное сопричастие с главным героем. Фильм стал очень популярен.

 

Но в то же время, нельзя сказать, что фильм шедеврален. К сценарным моментам можно придраться во многих местах.

Фильм о пути от психического расстройства к психопату-убийце не показывает нам Джокера, как стандартного психа, словившего триггер и нашедшего свой клапан для выпуска пара. Не показывает, как то, или иное значимое событие изменило его.

 

Другими словами - фильм полон ружей, которые не выстрелили и неиспользованных возможностей. А с ними полон и нелогичных моментов.

 

Вот персонажу отменили таблетки. Что изменилось в его поведении? Что они вообще эти таблетки полезного ему давали? Да по ходу ничего. Не показано, как, например, приступы смеха купировались бы таблетками. А значит - таблетки были плацебо и оказывали чисто успокаивающий, психосоматический эффект. Недаром все мысли героя были негативны...

 

Вот он осознал, что его отношения с Софи - иллюзия. Самый момент, чтобы сломаться, чтобы вымышленный мир рассыпался, как карточный домик и Артур начал безумствовать… Но нет.

 

А вот, наоборот - несмотря на сложности, его позвали “наверх”, в шоу любимого комика. Вот он, путь к успеху!

Но персонаж все так же хочет сдохнуть.

Да е-мае…

 

Любимый комик смеется над Артуром? Вот гад! 

Но Артур ведь всю жизнь старался, чтобы над ним смеялись! Но, почему-то, теперь ему не хочется быть клоуном. Тогда в чем вообще смысл его жизненного выбора? Почему не пошел в астрономы или, там, в фотографы природы, или в путевые обходчики, чтобы поменьше контактировать с людьми?

 

Три мажора обижают Артура. Ага, обижают. В метро. Такие вот мажоры в Америке. Это там, в Нью-Йорке, где метро для них - не наш московский “подземный исторический музей”, а бомжатский поезд, сродни пригородным заплеванным электричкам в России.

 

А что случилось с Софи? Где она? Какова ее судьба?

Впрочем, тут я бы не стал за нее беспокоится. Ведь мы помним, что суперсила Домино - ее удача. Я уверен, что Софи повезло.

 

В общем, сценарий посверкивает прорехами и недоделками.

 

При этом, можно поругать и удачные сцены!

Не будем забывать, что самые запоминающиеся, меметические, четкие, иногда жуткие моменты отсутствовали в сценарии. Их сымпровизировал Феникс!

“Как бы в этот момент повел себя сумасшедший Джокер?” - спрашивал себя актер - и на ходу расцвечивал сценарий новыми красками.

 

И вот к игре актера точно не придерешься. Остается ею только восхищаться. Именно он создал этот образ, эту атмосферу, этого нового Джокера.

 

Говорят, что Джаред Лето старался всеми силами помешать съемкам нового “Джокера” без его участия… Сыграть эту роль было его мечтой. Но после первой попытки в “Отряде самоубийц” Джареда на роль не позвали. Фанаты не оценили. Лето кончилось, не успев начаться.

Конечно, конечно, с последней ролью Леджера соревноваться вообще трудновато… Но все же. Лето не осилил.

 

А вот Феникс осилил.

Мало того - на текущий момент фильм практически без спецэффектов, с весьма скромным бюджетом, заработал просто-таки огромные деньги и пиарит себя сам, через обзоры и Интернет.

 

Райан Рейнольдс, звезда предыдущего рекордсмена “Дедпул-2”, по негласной традиции поздравил “Джокер”, опубликовав плакат со сценой на лестнице и подписью “You M*ther f*cker!”.

Как пояснил Рейнольдс - для фильмов категории “для взрослых” и поздравление должно быть взрослым.

 

Обычно, студии стремятся развить успех и закрепить его выпуском продолжения удачного фильма.

Из сюжета сам напрашивается перезапуск Бэтмена.

Многие говорят, что Джокер тогда будет слишком стар для Бэтмена. Но и тут можно поспорить. Артура около 30 (хотя самому Фениксу около 50), а Брюсу так вообще еще расти и расти.

Для начала - Бэтмен вполне может начать свою карьеру лет с 16-18, как и многие звезды спорта, пока организм легко прокачивается и рекордов добиваться легче.

Это потом уже, к 30 Грызун В Маске раздолбает себе все колени и ему останется только уйти в тренеры.

Но стать Бэтменом - можно и в юности. Как Робин, между прочим.

 

Другой вариант - Джокер и вправду вполне может быть старше Бэтмена лет на 30. Почему бы и нет? Вспомним Китона против Николсона. Пухлый старичок-мафиози вполне смотрелся.

 

Третий нюанс - Джокер ведь, по сути, мутант. В мейнстриме на этом не фокусируется, но ведь он упал в ядреные (не опечатка) химикаты и выжил. Неужели же он приобрел только безумие и гениальность?

В таком раскладе Джокеру нет нужды выглядеть одновозрастным с Бэтменом. За него работает белая косметика. Химия омолаживает.

Что кстати, косвенно заметно в том же “Отряде самоубийц”, где мы можем видеть подтянутого страшненького Лето и обрюзгшего Аффлека

 

Ну и четвертый, самый занятный аргумент - ведь наследовать маску и щит с летающим костюмом могут не только добрые герои.

Как говорят фанаты, вполне возможно, что Джокер-Артур - лишь предтеча, вдохновитель, прото-версия Джокера токсичного.

 

Пятый путь, самый “безумный” - в том, что вся эта история на самом деле смесь галлюцинаций и рассказов Артура в психушке. И тогда “в реальности”, то бишь во 2ой части этого ребута мы можем увидеть всё совсем иначе.

 

Ну а подводя итог об этом фильме…

Фильм, безусловно, удался, как кинопроект.

Фильм, безусловно, удался, как гениальный театр Хоакина Феникса.

 

Часть зрителей - недоумевает, откуда этот хайп и восторги.

Остальные - неимоверно прутся и называют первых идиотами.

Форумы и комментарии полны ядовитых намеков и прямых оскорблений.

 

Токсичное общество, породившее Джокера, продолжает жить своей жизнью, не осознав намека.

 

Итого:

Игра актеров - 7 из 10

Игра Феникса - 10 из 10

Спецэффекты - нету. Все своё, все натуральное.

Сценарий - 7 из 10

Режиссура - 7 из 10

Атмосфера - 10 из 10

Бэтмен - 0 из 10

 

Стоит ли смотреть? Да, очень даже.

Кому не смотреть? Впечатлительным. Склонным к логическому анализу.

Кому смотреть? Любителям комикс-вселенной и любителям фильмов “человек против общества. Первым развивательно, вторым любопытно

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Еще на эту тему...

Запись опубликована в рубрике Вне категорий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *